Психологическая взаимопомощь

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Психологическая взаимопомощь » Телесные практики » Части тела и их психологические соответствия


Части тела и их психологические соответствия

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Эта статья написана для тех, кто хочет понять больше о своем теле, заглянуть за рамки привычного понимания своей телесности и узнать о том, что наше тело говорит нам на самом деле.
В дальнейшем мы в своих рассуждениях будем опираться на три основных утверждения. Эти утверждения я предлагаю взять как аксиомы в геометрии – не споря и не обсуждая, поскольку обсуждение этих утверждений – проблема философов, а философского образования у меня нет. Просто эти утверждения согласуются с моим личным опытом. А с Вашим?
1. все взаимосвязано со всем. Из этого утверждения следует, что тело и психика тесно связаны между собой. существует несколько аспектов (плоскостей) взаимосвязи тела и психики. Некоторые аспекты рассмотрены в моей статье «Асана глазами психолога». В данной статье мы будем рассматривать психологическое значение каждой части тела человека.
2. в природе все продумано и нет ничего лишнего.
3. мир стремится к гармонии.
Применительно к теме нашей статьи, это означает, что любая болезнь, недомогание и боль не просто являются следствием какого-либо нарушения, но, в значительной степени, сигналом о том, что та или иная область жизни требует к себе пристального внимания и исцеления. Человек утратил гармонию настолько, что природе потребовались способы привлечь внимание к этой дисгармонии. А лучшим способом привлечь внимание является боль.
История человечества подтверждает наши выводы – было создано множество концепций, рассматривающих взаимосвязь тела и души, тела и эмоций, тела и сознания и т.д. К подобным системам можно отнести шаманизм, Аюрведу, акупунктуру, китайскую концепцию Пяти стихий, йогу, Каббалу, астрологию и другие системы, о которых автор статьи ничего конкретного не знает. В русском, да и в любом другом языке, существуют словосочетания, отражающие интуитивное понимание назначения частей тела: «чувство локтя», «крепко стоять на ногах», «опереться о плечо» и т.п. Надеюсь, в конце статьи Вы сможете ответить на вопрос, почему Ева была создана именно из ребра Адама.
В настоящее время в психологии выделилось два направления, затрагивающие нашу область исследования – психосоматика и телесно-ориентированная психотерапия. Многие другие направления в психологии также используют взаимовлияние тела и психики, например НЛП, драматерапия, нейропсихология, арттерапия, театротерапия.

В своих статьях я стараюсь избегать директивности и, поэтому предлагаю Вам для сравнения подходы следующих четырех теорий. Две из них принадлежат традиционным системам – это взгляды астрологии (опирающейся на Каббалу) и взгляд на тело с точки зрения йоги, а две из них созданы в 20 веке, это телесно-ориентированная психотерапия за рубежом – Лоуэн и Райх и подход русский школы телесной терапии Баскакова и Газаровой.

Теория семи чакр.
Глядя на тело через призму йоги мы обнаруживаем следующую стройную теорию. По мнению йогов, человек имеет 7 главных энергетических центров, которые фокусируют в себе энергию определенного свойства. Чакры располагаются снизу вверх вдоль позвоночного столба и имеют форму двунаправленной воронки, энергия в которой закручивается по часовой стрелке. Чем лучше функционирует чакра, тем больше и качественнее энергия, которую она порождает. Энергетическое состояние чакры имеет отражение на здоровье тех органов, за которые данная чакра отвечает, а также влияет на психические способности, с которыми эта чакра связана. В описании чакр я намеренно пропускаю всю информацию, не касающуюся предмета статьи. Если теория чакр Вас заинтересовала – почитайте первоисточники.
Первая чакра, расположенная в основании позвоночника (в районе копчика), называется Муладхара. Энергия этой чакры – базовая энергия существования человека как биологического организма. Муладхара, по мнению йогов, ответственна за выживание в грубом смысле этого слова. Примеры, в которых человек в минуты опасности проявлял сверхспособности, йоги относят именно к пробуждению энергии муладхары. К выживанию относятся физическая сила и выносливость, аппетит, ритмы сна и бодрствования и т.п. Помимо этого, муладхара регулирует физическое состояние ног от стоп до бедер и ягодиц.
Вторая Чакра – Свадхистана – находится чуть ниже пупка и и является носителем суксуальной энергии. Все, что связано со способностями к продолжению рода и сексуальному удовольствию зависит от функционирования этой чакры. Свадхистана отвечает за здоровье половых органов, мочевого пузыря и почек.
Третья чакры – Манипура – располагается в районе солнечного сплетения. Чтобы легче было понять, что это за чакра, скажем что мани – это деньги, пура – город, стало быть, чакра ответственна за социальное положение, доход, развитие воли и стремления к власти. Отвечает за здоровье пищеварительной системы – желудка, кишечника, желчного пузыря, печени и т.д. Работая с мышцами живота можно воздействовать на эту чакру.
Четвертая чакра – Анахата – находится посередине груди на уровне сердца. Анахата носит в себе энергию любви в широком смысле слова. Если Свадхистана излучает силу сексуального притяжения, то Анахата это способность любить окружающий мир вообще, способность прощать и творить добро ради добра. Здоровье легких и грудной клетки зависит от Анахаты и ее феункционирования.
Следующая чакра – Вишудха – расположена в основании горла, чуть ниже щитовидной железы. Энергия Вишудхи - это энергия творческого порыва, а также способность к общению. Шея, горло и органы этой части тела (щитовидная железа, гланды …), а также руги ниже локтей находятся в ведении Вишудхи.
Шестая чакра – Аджна – находится на месте третьего глаза и им как раз и является. Голова, мозг и зрение находятся в ведении Адхжны. От ее работы зависит интеллект, дальновидность, способность к планированию и сверхъестественные способности (интуиция, провидение и т.д.)
Существует еще и седьмая чакра
– Сахасрара – и в ее ведении связь человека с Богом. Состояние подлинного счастья (благодати) возникает под действием именно этой чакры. Анатомических проекций не имеет.

Астрология
и ее взгляд на тело человека почти не противоречат взглядам йогов. Единицей анализа является соответствие определенному знаку гороскопа той или иной части тела. Эту интерпретация астрологии я получила от своего Учителя и лично мне такой подход к телу очень близок.
Голова – Овен – уровень развития интеллекта, а также индивидуальная активность. Способность к планированию и контролю собственной деятельности.
Шея – Телец – готовность жить, способность совершать поступки и брать за них ответственность. Решительность и радость жизни.
Плечи и кисти рук – Близнецы - мышление, подвижность мысли. Ловкость, гибкость ума, способность найти в безвыходной ситуации множество выходов. Предприимчивость. Умение направить абстрактные идеи в практическое русло и извлечь из этого доход.
передняя поверхность груди, ребра и локти – Рак - базовое восприятие мира (перманентно присутствующие в человеке радость или печаль, выражение и чувствование эмоций, сердечность и доброта.
Позвоночник – Лев - способность светить другим, способность позаботится именно так и именно тогда, когда это необходимо другому.
Живот – Дева - соотношение упрямства и силы воли. Способность подчинять своей Оле и следовать воле другого.
Поясница – Весы - способность выделять систему приоритетов, контакт с партнёром.
Промежность, копчик, гениталии - Скорпион – способность к биологическому выживанию, способность к мобилизации сил в критической ситуации, а также представление о смерти и отношение к смерти.
Бедра и ягодицы - Стрелец - устойчивость мировоззрения, ощущение поддержка сверху, все качества сильного борца.
Колени - Козерог - взаимное признание человека и социума, способность к поддержанию существующего порядка, поддержка окружающему миру.
Голени - Водолей - прорыв к коллективному разуму, референтной группе, локальное планирование.
Стопы - Рыбы - глобальное планирование, любовь.

Взгляд современной западной психотерапии (Райх, Лоуэн, Луиза Хей и др.)
Голова. Наиболее частое подсознательное телесное "высказывание" в этой области - головные боли. Их символическое значение варьирует в зависимости от локализации болей:
а) в лобной области - ассоциируются с проблемами выбора, принятия решений или субъективно переживаемого "интеллектуального дефицита";
б) в височной области - связаны с хроническим напряжением жевательных мышц (стискивание челюстей) и тем самым с невысказанными репликами самооправдания, отвода критики в свой адрес. Их можно образно назвать "головные боли возражения";
в) боли в теменной области нередко сочетаются с вегетативными кризами, а при одновременном ощущении отсутствия опоры – с кризисом самоидентичности, особенно при пограничных расстройствах личности;
г) затылок, задняя поверхность шеи - с болями подобной локализации часто связаны проблемы ответственности, неизжитый страх наказания со стороны родителей (подавленное стремление "втянуть голову в плечи", "понурая" поза с опущенной головой);
д) боль, охватывающая голову со всех сторон, сдавливающая, как тугая "шапочка" или тяжелый "шлем" (в медицинской литературе подобная головная боль описывается как "каска неврастеника") - признак общей психической напряженности ("головные боли
напряжения").
Шея - неадекватность речевого самовыражения, проявляющаяся как проблемы с голосом (особенно при социальной фобии), а также "истерический комок" в горле. По выражению А.Лоуэна, человек "пришвартован к реальности" на двух полюсах своего тела, то есть в области стоп и верхушки головы. Поэтому нередко нарушение психологического равновесия сопровождается дискомфортными телесными ощущениями, охватывающими оба полюса тела, и потому-то телесные проблемы в области головы и шеи часто сочетаются с
болезненными ощущениями в ногах (что давно замечено в рефлексотерапии).
Плечевой пояс - сдерживаемая агрессивность (в т.ч. конструктивная); блокирование социальных контактов, причем контактов активных, сопровождаемых телодвижениями, производимыми по собственной инициативе. Диапазон последних распространяется от формального рукопожатия до сердечных объятий.
Грудная клетка:
а) передняя поверхность груди, особенно в центре груди, несколько реже в области сердца - проблемы, связанные с общением (узкий круг контактов, общение с близкими людьми);
б) задняя поверхность, или верхняя часть спины (включая область лопаток) - телесное отражение переживаний, вызванных недоброжелательством окружающих, предательством (символический "удар в спину").
Область живота - также связана с общением, но охватывающим более широкий круг социальных контактов (в том числе связанных с профессиональной, деловой коммуникацией).
Область поясницы - отсутствие надежной поддержки со стороны окружающих и в то же время необходимость принятия ответственных решений, могущих повлечь значительные жизненные изменения (отсюда вторичная выгода, связанная с желанием избежать необходимости в
одиночку "взваливать на себя тяжелый груз"). Дискомфорт в пояснице входит в телесно-психологический синдром отсутствия опоры - его масками на телесном уровне служат "поясничный остеохондроз", проблемы с коленными суставами и стопами.
Таз, промежность - сексуальность и лидерство (мотивация власти).
Ноги:
а) область бедер - подавляемая сексуальность. Как правило, встречается у женщин, при этом особенно характерны избыточные жировые отложения, что создает "тяжелую" фигуру (в литературе можно найти название "синдром русалки");
б) коленные суставы - пассивность, блокирование инициативы, когда боль в суставах "не дает шагу шагнуть". Вторичная (психологическая) выгода болей в суставах в целом связана с самооправданием человеком своей пассивности - подобная боль "сковывает по рукам и ногам". Отчасти в происхождении подобных болей играют роль вытесненные "детские" формы проявления агрессивности, что особенно относится к проблемам с коленными суставами (желание по-детски "топнуть ногой", чтобы настоять на своем);
в) стопы - проблемы с опорой, как в физическом, так и в переносном смысле, соответствующем лоуэновскому "заземлению". В целом нужно сказать о важности и широкой распространенности психосоматических проблем с позвоночником, являющихся символическим выражением того, что человек своим телом ощущает как бы физическую тяжесть жизненных трудностей. Проблемы человек "взваливает" на себя, а если под их тяжестью он сгибается, становится неспособным отстаивать свою позицию, то окружающие именуют его "бесхребетным". Именно подобные расстройства составляют телесную основу популярности т.н."мануальной терапии", на самом же деле, нередко процедур "необъявленной психотерапии" (термин В.Ю.Завьялова).

Взгляд отечественной телесно-ориентированной психологии (Баскаков, Газарова). Перепечатываю из Хрестоматии «Свободное тело» В. Баскакова.
Бедра прогресс, покорность, способность к подчинению себя кому-либо. Самостоятельность, независимость, подвижность, упрямство.
Бронхи эгоистичность, завышенные требования.
Вены на ногах недостаток эластичности (расширенные) мышц и сухожилий, судорожная готовность.
Виски резервы жизненных сил
Влагалище отдача и способность отдаться
Волосы сила, жизненная энергия
Глаза Восприятие, зрение, понимание
Голова напряжение, неправильность положения
Грудь способность и желание отдачи, партнерство, согласие
Десны изначальное доверие, устойчивость. Чувство защищенности. Надежность
Диафрагма ритм, порядок
Желудок восприятия, новые впечатления, ощущение тяжести, завышенные требования
Желчный пузырь агрессивность, злоба, непонимание, застой энергии
Зубы агрессивность, жизненные силы, противопоставление, сопротивляемость
Кожа контакт, потребности, нежность, недостаток, изоляция
Колени покорность
Кости стабильность, устойчивость
Кровь динамика, жизненная сила, индивидуальность
Ладони понимание, уступчивость, захват, возврат, добавление, указание, способность к действиям
Легкие коммуникабельность, контактность
Лицо согласие, конфронтация
Межпозвоночные диски компенсация давления, нагрузки
Мочевой пузырь давление, балластная нагрузка и освобождение организма
Нервы противопоставление, определение оппозиции
Ногти прочность, слабость, податливость
Нос индивидуальность, личность. Активность, основательность
Печень наличие суждений, философия, чувство бесконечности, доверие
Плечи несение ноши, перенесение трудностей, ответственность, завышенные требования
Подбородок сила воли, самоволие
Поджелудочная железа развитие, смирение с судьбой, неудовлетворенные желания
Половой член творческие силы
Половые органы сексуальность, единение
Почки партнерство, единение, свобода
Предстательная железа беспрепятственность самовыражения
Рот готовность к восприятию, коммуникация, открытость, выражение суждений замкнутость
Сердце любовь, эмоции, подвижность, гибкость, ритм
Скулы способность переносить нагрузки, сопротивляемость
Соединительная ткань выносливость, эластичность, чувствительность
Солнечное сплетение подсознание
Спина искренность, перегрузка, покорность
Стопы стойкость, правильный шаг, деятельность только в границах дозволенного
Суставы соединение, способность улаживать дела, склонность к преувеличениям и извращениям, подвижность, гибкость
Толстая кишка подсознательные ощущения, упорство, алчность, страх, преодоление трудностей, очищение организма
Уши послушание, восприятие, гибкость, равновесие, покорность, своеволие
Шея возраст, жизненная энергия, возбуждение, страх, способность к самовыражению, сопротивление
Щеки силы сердечной деятельности, сердечность
Щитовидная железа готовность к борьбе, честность, агрессивность, враждебность, фобии, потребность в опоре
Язык отражение потребностей организма
Яичники восприятие, единение, контакт

Психосоматические метафоры в русском фольклоре
Пословицы и поговорки представляют для нас особый интерес, поскольку это – наиболее устойчивые и сохраненные временем выражения, своеобразный кристаллизованный опыт наблюдений за наиболее характерными признаками телесных проявлений. Это – зафиксированные в языке паттерны «русского тела», воплощение загадочной «русской души».
Голова «Что не весел, что головушку повесил?», «Терпи, голова. в кости скована», «Голова чешется – брань на себя слышать».
Лицо «Сердце веселится, и лицо цветет», «В худом житье лицо чернеет, в добром – белеет», «Что на сердце варится, в лице не утаится», «Не спрашивай здоровья, а глянь на лицо. Суди не по годам, а по ребрам (по зубам)»
Волосы «В добром житье сами кудри вьются, в худом – секутся», «Не время волос белит, а кручина», «Розумна голова богато волосу не держит».
Глаза «Глаза - зеркало души», «У страха глаза велики», «Видна печаль по ясным очам, а кручина – по белу лицу»
Рот «Как мошна пуста, так запекутся уста», «У насмешливого зубы белы», «Ртом болезнь входит, а беда выходит», «Кабы не зубы да губы, так бы и душа вон», «У кого что болит, тот о том и говорит»
Нос «Кто весел, а кто нос повесил», «Смерть на носу»
Шея «У спесивого кол в шее», «Кому кнут да вожжи в руки, кому хомут на шею»
Плечи «Взвалить на свои плечи», «Много надежды впереди, а смерть за плечами», «Горе с плеч долой, скинь горе с плеч»
Спина «Была бы спина, найдется и вина»
Сердце «Сердце не камень», «Камень от сердца отвалился», «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу», «Ржа железо ест, а печаль – сердце», «Яко червь сушит дерево, так печаль губит сердце», «Сердце петухом запело», «Гнев человеку сушит кости, крушит сердце», «Тебе смешно, а мне до сердца дошло (а ему тошно)», «Сердце не дробит – голова не болит», «Душа не стерпит, так сердце возьмет. Возьмет сердце, как душа не стерпит»ю
Руки «Судьба придет – по рукам свяжет», «Судьба придет, ноги сведет, а руки свяжет», «Ах да рукою мах», «За что ни возьмется – все из рук валится», «Жарко желают, да руки поджимают»
Живот «Не нас, сирот, а себя в живот (разит злой)», «Разорви тому живот, кто неправдой живет»
Печень «Ты у меня в печенках сидишь», «Не сердись – печенка лопнет»
Ноги «не пил, не ел, а ноги подломились, что с похмелья (горе – не беда)», «Беды и печали с ног скачали», «Печаль не уморит, а с ног собьт»
Телосложение «С печали не мрут а сохнут», «Кручина иссушит в лучину», «Тощ, как хвощ; живет тоненько да помаленьку».

Испокон веков люди пытались связать телесные заболевания с психологическими напряжениями и проблеммами. во многом в различных культурах эти взаимосвязи похожи. Автор статьи склонен думать, что разница в подходах обусловлена культурным влиянием на телесно-психологические проекции.

Если Вы собираетесь использовать эту статью для публикации,
пожалуйста, укажите, что автор этой статьи я -
Высокая Екатерина и адрес этого сайта http://vysotskaya.ucoz.ru

0

2

Интересно :thank_you:  Еще у Жикаренцева есть ПСИХОДИНАМИКА РАБОТЫ ЧАКР  http://zhikarencev.narod.ru/Books/Book3/b3_c_06.htm подробно описанная тема. Что хорошо у него  - есть описание как с чем работать. Правда это не телесные методы. Вот бы телеску сюда применить. :boast:

0


Вы здесь » Психологическая взаимопомощь » Телесные практики » Части тела и их психологические соответствия