Психологическая взаимопомощь

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Психологическая взаимопомощь » Поиск партнера » Что общего между Шреком и Сказкой о царе Салтане или Надо ли быть стер


Что общего между Шреком и Сказкой о царе Салтане или Надо ли быть стер

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Вопросы отношения между мужчиной и женщиной актуальны во все времена.

Мне захотелось написать эту статью потому что слишком уж популярной стала идея «стать стервой и удачно выйти замуж». В этом утверждении содержится одна логическая ошибка.

Сказка – это метафора жизни, а хорошая сказка – это точная метафора жизни. Этот доказанный факт мы еще раз доказывать не станем. Кто захочет доказательств – отошлем к семиотике и работам по сказкотерапии.

Чтобы разобраться с женскими ролями и их возможностями возьмем две популярные сказки, описывающие отношения между мужчиной и женщиной.

Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне – классическая русская сказка, известная нам с детства. А сказка о Шреке – суперсовременная история, очаровавшая весь мир. На первый взгляд между ними нет ничего общего.

Итак, рассмотрим сказки поподробнее.

Первым важным женским образом у Пушкина оказывается та самая дева, которая для батюшки-царя готова на подвиг рождения пресловутого богатыря.

Казалось бы, царица – наиболее успешная женщина из всех трех девиц. И замуж вышла и ребенка Батюшке обеспечила. Однако же, мы можем наблюдать картину крайне нелицеприятную. Прежде всего, у Царицы нет личных целей, о чем она в светлице и декларирует со всей искренностью. Во-вторых, бедняжка совершенно социально не защищена – лишь только у Царя измениться к ней отношение – она незамедлительно в прямом и переносном смысле этого слова оказывается «за бортом», в бочке социальной изоляции, брошенная на произвол судьбы.

По видимому, в конце сказки Царь к Царице возвращается по принципу «где ж я найду другую такую дуру».

В Российской реальности подобный образ далеко не редкость. Советский образ «генеральских жен» сменился на современный образ жен рублевских. Немного, правда, изменились декорации. Государство больше не запрещает разводов, зато появились брачные контракты. Однако суть остается прежней - женщины «мажоров» остаются придатками к своим мужчинам и в материальной, и в личностной сфере.

Следующий образ удивителен своей парадоксальностью. Образ царевны Лебеди очень русско - специфичен и не имеет аналогов в сказках других стран и народов.

Что происходит у Пушкина? Инфантильный Царевич волей случая выручает Царевну из беды. После чего Царевна возлагает на себя обязанность опекать и заботиться о своем герое. Депрессивный юноша кручинится на почве зависти. На это у Лебеди всегда готов козырь в рукаве – ее семья, ее связи и способности начинают работать исключительно на благо Гвидона. Она оказывается всегда удивительно уместна, выстраивает Царевичу самооценку, обеспечивает ему и положение в обществе, и доход, и эмоциональное благополучие. Выполнив свою миссию и построив Царевичу жизнь, царевна Лебедь становится женой.
Царевна одновременно и мать, дающая утешение, и бизнес-партнер, и восторженный поклонник гвидоновых талантов. Фантастическая супер-вумен тем не менее, не так уж и редка на родных просторах. Так и напрашивается расхожее «Я его слепила из того, что было, а потом что было, то и полюбила». Опять же «есть женщины в Русских селеньях – коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Видимо, проводить параллель здесь следует с моделью семьи, в которой женщина оказывается на роли опекающего партнера.
Женщина в этой роли должна проявить завидную изобретательность, позаботиться о благополучии супруга так, чтобы оставить ему по крайней мере видимость уважения. Ход мудрый – женщины ведь не умеют любить, если мужика своего не уважают. А тут такой слабый волей персонаж, - что, спрашивается, бедняжке делать? – исхитряться.

В сказке также фигурируют всем знакомые образы Ткачихи и Поварихи. У Пушкина эти образы – скорее карикатуры и гротескные пародии. Однако, женщины эти, несмотря на свою неуспешность в личной жизни, тем не менее выделяются своей самодостаточностью. Дамы крепко стоят на ногах, занимают самостоятельное социальное положение и, более того, активно это положение укрепляют. Инструментарий укрепления, конечно же, стопроцентно женский – сплетни, интриги, подковерные игры, тайные заговоры.

Сейчас этот образ крайне популярен, феминизация развила его и усилила и нам стоит только дойти до ближайшего книжного, чтобы купить учебник «Как быть стервой?».

Пушкин, к сожелению, оставляет женщинам не такой уж и богатый выбор. Да и варианты как-то не слишком впечатляют.

В качестве альтернативы и для полноты женских образов посмотрим, что творится в «лучшей стране в мире» - Америке.

В Шреке основных женских образа опять три.

Начнем с Королевы-матери. Как и Царица, она выполнила свою задачу. Обе барышни удачно вышли замуж и укрепили ячейку общества рождением ребенка. Вот только Королева намного лучше социально защищена. Очевидно, что она вряд ли окажется в «бездне вод». По всей видимости, подобная защищенность – результат юридической позиции США в отношении женских прав.

Наше государство так никогда не сделает. Так что покупаем, девочки, карандаш и закатываем губу.

Далее по списку Фиона. О да! Вообще-то по роли ей бы надо было играть роль музы – вдохновительницы и вдохновлять мужчину на подвиги. Сценарий, однако, недвусмысленно дает нам понять, что на подвиги мужчин толкнуть может лишь вопрос социального положения (Лорд Чарлинг), либо шкурные вопросы благополучия могут заставить их сдвинуться с места (Шрек).

Метаморфоза происходит не только в мужских сердцах. Стоило Фионе убедиться, что демонстрации своего изящества и грациозности устарели, она быстренько меняет амплуа. В моде теперь не грация и манеры – а простота, естественность и чувство юмора. Утомленному карьерными подвигами современному мужчине теперь хочется вместе с женщиной расслабиться и отдохнуть в неформальной обстановке.
Как бы далеки ни казались образы Лебеди и Фионы, мы можем увидеть, что центральная миссия у обеих одинакова – обеспечить мужчине эмоциональный комфорт и приятность времяпрепровождения.

Последняя по списку у нас Крестная. Как это ни странно, образ стервы по основным своим параметрам не изменился, - неудача в личной жизни, самообеспечение и интраганство налицо. Однако же очень сильно изменилось отношение к образу. Стерва похорошела, благодаря свободному сексу у нее есть сын, она выглядит значительно более могущественной и обеспеченной, да и по социальному статусу это уже не служанка, а владелец собственного предприятия. Вот только успех ее начинаний по прежнему сомнителен. Доброе и вечное в душах зрителей – читателей сопротивляется коварству как и прежде. Вера в справедливость как была, так и осталась актуальной. Авторы сказок не дураки, разочаровать души, конечно же, ни за что не станут. В реальной же жизни справедливость и успешность категории несовместимые, так что женщины-стервы зачастую добиваются значительных успехов.

Таким образом, мы видим в двух таки разных сказках, созданных в разных культурах и разных веках всего три принципиально возможные для женщины роли - быть при мужчине, быть с мужчиной партнером (причем здесь различия в культуре наиболее аметны) или управлять мужчиной, т.е. быть стервой. Выбор за нами, уважаемые читательницы. Причем заметьте, в обеих сказках позиция стервы наименее перпективна с точки зрения замужества.

Жду Ваших комментариев к своей статье
Екатерина Высоцкая

0

2

Кать, Здравствуй!!!
Любое сомнение и противоречие - раздирает человека. Отсюда нерешительность или завышенная самооценка...
В случае молодой,"одинокой", нерешительной.
- Не ВЕРЮ!!! (Скорее коня... ;Ъ))

От себя скажу: - Живи, цвети и ПОРВИ ВСЕХ, кто пойдёт против тебя!!!

0


Вы здесь » Психологическая взаимопомощь » Поиск партнера » Что общего между Шреком и Сказкой о царе Салтане или Надо ли быть стер